О смысле жизни и жизни смысла
Говорить о смысле жизни нелегко. С
одной стороны, человеческая культура накопила несметное множество
трудов, мнений, взглядов и объяснений по этому поводу и сказать что-то
новое, вряд ли, возможно. С другой, если эта тема затронута, то, как
правило, неспроста - известных ответов, очевидно, не хватает, или не
хватает сил их искать и принимать. Но если есть вопрос, есть
необходимость в таком разговоре, потому что мы страдаем не столько
потому, что остаемся без ответа, сколько потому, что наши чувства
безответны.
Известный психолог-экзистенциалист
Виктор Франкл сравнивает желание познать смысл собственного
существования с жаждой: потребность в питье, по сути, является
доказательством существования воды - иначе как могла бы возникнуть
жажда? Воды может не хватать в данный момент, в данных условиях, но это
не значит, что ее нет вообще.
Трудно не согласиться с этим
рассуждением. В то же время интеллектуальные доводы этой самой
жажды не утоляют. Хотя вероятность, пусть даже отдаленная, подобно
всякому обетованию, лучше неопределенности и непоколебимых сомнений в
лучшем будущем.
Не спеша с ответами и иными
обещаниями, хотелось бы отметить очевидную разницу в ощущениях,
переживании этой трудноразрешимой темы в периоды кризисов и времена
относительного благополучия, в минуту отчаяния и в миг бурных
переживаний искренней радости. В одних случаях жизнь как будто истощена
и обескровлена, ее буквально приходится вдыхать каждым вдохом, ей
практически не за что зацепиться. В других - жизнь ясна и красноречива
без слов, вопрос о ее смысле и ценности не просто выглядит разрешенным,
он попросту не возникает, а будучи озвученным выглядит нелепо или даже
кощунственно. Отметим еще одну деталь - речь идет о содержаниях нашего
сознания, наших переживаниях - они меняются в зависимости от условий,
между тем как сами условия - и те, и другие, и третьи - вполне
укладываются во все то же понятие жизни, по определению полярно
разнообразной.
Наибольшую трудность для нас
представляют периоды, когда явным образом исчерпаны прежние взгляды на
жизнь, а новые еще не сформированы. Психологи (вслед за философами)
называют такие ситуации экзистенциальным кризисом - кризисом
самого существования индивида. Утрата любимого человека, разочарование в
профессии, в людях, внезапное разорение, инвалидизирующие травмы,
заточение в тюрьму или иная изоляция (одиночество) - все это делает
невозможным продолжение привычного образа жизни. Эти события связаны с
потерей важных жизненных опор и нередко сопровождаются тяжелыми
переживаниями
депрессии (которая имеет свою динамику
и требует специализированной помощи), отнимающей столь ценные в такие
времена душевные силы. Попытка найти ответ на вопрос о смысле жизни в
таких случаях - по сути, защитный психологический механизм, призванный
восстановить ситуацию сознательного контроля над происходящим: если я
понимаю, в чем смысл, значит я способен разобраться во всем и смогу
найти выход. Самым травматичным для человека является даже не само
трагическое событие, а переживание собственной беспомощности перед ним и
его неподконтрольность.
В такие периоды, следует признать,
происходит расставание не только с прежней жизнью, но и с прежним ее
смыслом - он становится недееспособным, ограниченным, устаревшим - ввиду
новых, к сожалению, трагических событий. И нам не под силу пережить
возникший диссонанс, конфликт: смысл жизни мертв, а я - еще нет.
Оказывается, смысл не совпадает с жизнью (в нашем восприятии), и жизнь
может продолжаться без смысла! Оглядываясь назад, мы можем обнаружить в
ходе нашей жизни - не всегда болезненную - неоднократную смену ее
смыслов: достаточно разграничить ее чисто возрастными периодами. Пусть
раннее детство не обременено размышлениями о столь тонких материях,
редкий подросток не испытывает томления по состоянию, когда на все
вопросы (не всегда четко оформленные) найдутся ответы. А спустя
несколько лет эти искания обретают форму вполне конкретных
профессиональных, образовательных и личностных усилий - уже почти
безусловно ценных для индивида. Жизнь смысла оказывается быстротечнее
вопроса о смысле жизни - если принимать его появление в разные возрасты
за выражение одного и того же искания (что само по себе спорно!
очевидно, что - пусть не формулировка - понимание глубины и
направленности этого вопроса ребенком, подростком и взрослым будут
несравнимо различающимися).
Психологи, психотерапевты склонны
усматривать за проявлениями озабоченности смыслом жизни иные, не всегда
явные и представленные в сознании конфликты. Не без оснований! (Хотя
обесценивать усилия понять жизнь и придать ей черты высокой разумности -
с моей точки зрения, крайне разрушительный и не адекватный самой жизни
подход). Психологическая наука и практика наглядно демонстрируют связь
сознательных представлений (в том числе, конфликтных), с эмоциональной
жизнью человека, с историей его отношений и развития. В приложении к
обсуждаемой теме это отнюдь не означает психологизации философских
категорий, это, скорее, раскрывает более широкое их понимание, дает
человеку возможность не только испытывать озадаченность базовыми
вопросами существования, но и приближаться к пониманию их реальной
глубины и даже испытывать предчувствия их разрешения (я намеренно
осторожен в определении состояний внутренней ясности относительно
экзистенциальных загадок - субъективные переживания легко ставятся под
сомнения внешнего наблюдателя).
Возвращаясь к сказанному в самом
начале, хочется повторить: разговор о смысле жизни безусловно важен. Не
только с точки зрения обретения ответа (над которым человечество будет
трудиться всю свою историю). О жизни, вообще, важно говорить - а не
только более или менее пассивно проживать ее. Потому что в словах мы не
только выражаем себя, но и творим себя заново. И вместе с собою - свои
новые смыслы, свою новую жизнь.
разговор с психологом о смысле жизни

|