Психологическая помощь подростку
Подростковый возраст предъявляет повышенные требования как к
ребенку, так и к его родителям, и нередко сопровождается
значительными трудностями. Это один из значимых и, при этом,
кризисных этапов в развитии личности, от успешности его
прохождения зависит очень многое в дальнейшей жизни, так что
следует с большой серьезностью относиться к возникающим в этот
период проблемам. Впрочем, нередко эти проблемы приобретают
столь напряженный характер, что не уделять им внимание попросту
невозможно.
Вполне закономерно, что собственных ресурсов
семьи в ряде случаев оказывается недостаточно - характер
течения подросткового кризиса не укладывается в стандартное
описание, поведение подростков весьма вариативно, а порой оно
носит буквально угрожающий жизни характер. Родители - при всем
их желании - не всегда обладают достаточным (целостным)
пониманием происходящего, а, кроме того, испытывая сильную
эмоциональную вовлеченность, привносят в общение со своим
"беспокойным подростком"* массу разнонаправленных влияний. Вообще
говоря, родители - равнозначные участники пубертатного
кризиса своего ребенка, и именно им, прежде всего, бывает
необходима психологическая помощь. Подросткам же помощь
психолога никогда не бывает лишней (хотя не каждый "тинэйджер"
- пусть и в довольно кризисной ситуации - нуждается в
обязательной психологической поддержке).
Каким образом осуществляется оптимальная психологическая
помощь подросткам и их родителям?
•
Наилучший вариант - когда ваш подросток готов пойти на консультацию к психологу. Такую консультацию имеет смысл начинать в совместном варианте - ребенок
и родители по очереди описывают свои затруднения, причем
начинает разговор тот, кто явился инициатором похода в кабинет
психолога. Не обязательно начинать с самых больших разногласий и
претензий, вполне подходящим началом может послужить
непосредственный повод для психологической консультации (к
примеру, вызов родителей в школу или иной, известный всей
семье, инцидент). Иногда родители считают нужным говорить о
проблемах тайно от ребенка (просят его подождать в коридоре),
мотивация при этом бывает разной, но крайне редко действительно
обоснованной. В большинстве случаев подросток вполне осведомлен
о происходящем, а вот "закулисное" общение со специалистом у
него вызывает (иногда небезосновательное) подозрение в заговоре
против него. В этом плане следует подготовиться к тому, чтобы
повести речь о "наболевшем" в присутствии ребенка и так, чтобы
не сорвать едва начавшееся мероприятие (нередко это требует
предварительной, сугубо родительской консультации со
специалистом, к которому планируется привести подростка).
После общего обсуждения - при согласии подростка - следует его общение
с психологом "тет-а-тет". Основная задача такого разговора - не
столько решение текущей ситуации, сколько ее диагностика
(родители далеко не всегда имеют адекватное представление о
происходящем в жизни подростка), а также определение возможности
создания рабочего (психологического) альянса с подростком (это
ключевая задача, поскольку редкая из проблем подросткового
возраста может быть разрешена в рамках одной консультации,
а других может попросту не быть - если подросток поймет, что
весь смысл общения с психологом это попытка его тут же, на месте
"переделать под родителей", сделать более покладистым и
беспроблемным).
Завершение консультации проходит также с участием родителей. Если подросток согласен, его общение с психологом продолжается
на последующих, повторных, консультациях (к примеру, в еженедельном режиме).
Совместные (с родителями) консультации проводятся, скажем, раз в месяц (обсуждаются общие вопросы, уточняется текущая ситуация, ставятся совместные задачи).
Другие варианты проработки сложившейся проблемной ситуации складываются из тех или иных ограничений.
• Подросток не желает вести разговор вместе с родителями, но допускает общение
наедине с психологом. Это вполне рабочая ситуация с хорошим
потенциалом к улучшению. Сложностью здесь может выступить
исключенность родителей из процесса психологической проработки
конфликта, в то время как именно неправильное (хотя и не по
злому умыслу) поведение родителей является ключевым фактором
эскалации напряженности в отношениях подростка как в семье, так
и вне ее. Это может потребовать привлечения дополнительного
психолога - специально для работы с родителями - в тех случаях,
когда кризис имеет остро выраженный характер (редкий подросток
"санкционирует" взаимодействие "его" психолога с родителями за
его, ребенка, спиной).
Следует заметить, что с профессиональной точки
зрения работа с родителями подростка является наиболее сложной
частью проработки трудностей пубертатного возраста. Поэтому не
удивительно, что иные психологи предпочитают работать только с
подростком. Такая "суженность" в психологическом
консультировании подростков, в принципе, допустима (иногда, увы,
она попросту непреодолима), но существенно сказывается на
эффективности проводимой работы. Оптимальным вариантом отклика
на задачи подросткового кризиса является вовлечение в их
разрешение как подростка, так и его родителей. Это бывает не
всегда очевидно, зачастую неудобно, обременительно, но таково
требование реальности, игнорировать его было бы профессиональной
ошибкой.
• Подросток, в принципе, не идет на диалог с
психологом. В таких случаях, очевидно, консультируются родители без ребенка.
Может показаться, что это пустая затея - ведь, чаще всего,
проблемы имеются именно у ребенка (например, у него нет друзей,
он прогуливает уроки или присоединился к подозрительной
компании). Однако в любом случае можно - и нужно - что-то предпринимать,
и, если прямое воздействие специалиста-психолога на ребенка исключено, становится
критически важным то, насколько конструктивным будут действия
родителей (родители всегда остаются участниками - безусловно,
самыми важными - жизни своего ребенка, и не стоит поддаваться на
типичную подростковую провокацию в духе "вы для меня никто").
Еще раз подчеркнем: важно, чтобы всякое действие со стороны
родителя носило максимально выверенный и продуктивный характер. В обеспечении этого и состоит призвание психолога
во взаимодействии с родителями подростка, а, значит, и со всем
кризисом подросткового возраста, кто бы ни выступил
непосредственным участником его проработки.
• • •
В заключение хочется указать на то, что
подростковый кризис - при всей его напряженности - один из самых
отзывчивых и конструктивных в плане реакции на адекватную
психологическую помощь. Подростки, как правило - самые
благодарные клиенты психологов. И дело не в особенных чувствах
признательности с их стороны (как раз, их-то подросток может
попросту не осознавать), а в успехе тех профессиональных усилий,
что прикладываются к терзающей его ситуации. По своей природе,
подростковый кризис расположен к разрешению, и здесь главное не
мешать ему успешно разрешиться. Помощь психолога при таком
раскладе оказывается, как нельзя более, кстати.
* примечание -
«Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для
отчаявшихся родителей» - так называется книга супругов Роберта и
Джин Байярдов, родителей пяти детей и психологов, прекрасно
описавших ситуацию подросткового кризиса в его крайних проявлениях
и, что очень важно, предложивших основательную поддержку тем
родителям, которые вместе со своим ребенком оказались в
экстремальной ситуации. К счастью, далеко не каждый "тинейджер"
создает "неразрешимые" задачки взрослым, но общие принципы
разрешения кризисных ситуаций универсальны и ясно представлены в
этой книге, их имеет смысл тщательно изучить и усвоить.
Помощь психолога подростку и его родителям

|