Чем выше зарплата, тем лучше работа?
Принято считать: чем больше у человека денег, тем он удовлетвореннее и счастливее.
Исследования ученых говорят, что связь между уровнем дохода и удовлетворённостью человеком своей жизнью не так проста и однозначна.
Даже если наш доход очень существенно вырастает, мы довольно быстро адаптируемся к этому изменению, большие деньги
перестают служить источником радости.
Можно ожидать, что уровень дохода сильнее и непосредственнее
влияет на нашу
удовлетворённость работой, поскольку к доходу работа имеет
самое непосредственное отношение. Деньги – это
едва ли не первый ответ, что можно услышать, задавая вопрос: «Почему вы работаете?». Так ли
верны наши ожидания?
Группа американских
ученых (Timothy A. Judgea, Ronald F. Piccolob, Nathan P. Podsakoffc, John C. Shawd и Bruce L. Riche) осуществила анализ данных по 92 независимым выборкам и показала: уровень заработной платы
очень слабо коррелирует
как с удовлетворенностью работой (коэффициент корреляции равен 0,15), так и с удовлетворенностью зарплатой (коэффициент
корреляции 0.24). Причём эта связь практически не находится в зависимости
ни от страны, ни от инструмента измерения удовлетворённости, ни от среднего уровня заработной платы.
Оказывается, работники, зарабатывающие $20,000, примерно также удовлетворены работой, как те, кто зарабатывает $140,000. Удивительно, но то же самое получилось и с удовлетворённостью зарплатой. Субъективная удовлетворенность зарплатой в $40,000 не отличается от удовлетворенности зарплатой в $120,000.
Эти результаты означают, что те, кто зарабатывают много денег, лишь немного более удовлетворены работой, чем те, кто зарабатывает значительно меньше. Это происходит потому, что люди очень быстро адаптируются к среде, в том числе социальной. Вслед за увеличением уровня дохода, увеличиваются и желания, а удовлетворённость остаётся неизменной. Источник:
psyresearchdigest.blogspot.ru 12-06-2013

Комментарий психолога:
Для
профессиональных психологов это не новость, а еще одно подтверждение
того факта, что все происходящее в жизни человека переживается им
эмоционально, а природа эмоций универсальна и строго соотнесена с
возможностями человеческой психики. Как говорят на Востоке, у
человека один желудок. Подразумевают при этом: и богач, и бедняк
съедают сообразно вместимости желудка, а не толщине кошелька; как бы
ни был богат человек, он не может употребить так много, как может
себе позволить финансово. То же самое можно сказать о переживаниях
удовлетворения от дохода - ну, рад человек, что много заработал;
однако рядом с ним столь же интенсивно радуется тот, кто получил
значительно меньшее вознаграждение - просто потому, что столь много
он еще никогда не зарабатывал. Эмоции возникают не по закону прямо
пропорционального возрастания, да и их потолок ограничен типом
нервной системы. Понятно, что две тысячи рублей можно тратить
дольше, чем одну, но удастся ли нам уловить разницу в радости
человека, выигравшего или нашедшего ту и другую суммы? Суть научного
сообщения именно в указании на субъективную сторону материальных
процессов. А субъективность - это то, с чем мы, люди, и имеем дело.
Однако есть и вполне
объективный ракурс обсуждаемой новости. Он касается человеческой
мотивации и - более широко - модели развития личности.
Бизнес-технологи любят рассуждать о мотивации и рисовать пирамиду
потребностей Маслоу. Мотивация человека при этом часто
представляется потенциально бесконечной - как будто человеку очень
нужно, чтобы все росло и увеличивалось. Исследования (да и практика)
показывает: удовлетворенность может возникнуть буквально на
любом уровне, и дальнейшее развитие может перестать нас сколь-нибудь
интересовать; выйдя на удовлетворительный уровень, мы с новым
удовольствием займемся уже чем-то другим.
Реальные управленцы, как
правило, демонстрируют упрощенную модель стимулирования своих
сотрудников, сводя формулу успеха к жесткой привязке всяческих
достижений и удовольствия от труда к деньгам. Опять ошибка суждения
о реальности! А потом идут разговоры о "тупых и ограниченных"
подчиненных.
На самом деле,
проблематичен, психологически несостоятелен ключевой миф современной
цивилизации - миф об успехе. Можно признать достоверным
суждение о том, что всякий человек стремится к успеху. Но совершенно
нелепо выглядит утверждение, что успех непременно должен быть
выражен деньгами и социально востребованными благами. Как будто нет
тех миллионов людей, которые каждым днем своего существования
утверждают другие параметры своих стремлений! Деньги обусловливают
массу взаимодействий и возможностей, но приписывать жажду к ним
каждому представителю рода Homo Sapiens
можно лишь под действием той самой пропаганды, что старательно
вербует своих последователей. Вербовка эта происходит потому, что не
найдено другого - хоть сколь-нибудь эффективного - пути привлечения
несметных полчищ трудящихся к станкам и прилавкам, за которыми
крайне затруднительно удержать живого, чувствующего человека.
Это
печальная правда, но подавляющая масса рабочих мест в нашем мире
весьма антигуманны. Со времен откровений Маркса в этом плане еще
далеко не всё и не для всех поменялось. Сегодня говорить о своей
работе с любовью может ничтожно малый процент занятого населения, а
вот разговоры о буквальной ненависти к работе - печальная
обыденность.
Расхожий образ мышления о
благах внушает: все, что вы
можете хотеть, приобретается за деньги! Рекламная индустрия
давно уже вышла за рамки действительных потребностей человека, она
методично насаждает свои, искусственно конструируемые желания и
потребности - ровно те, что удовлетворяются исключительно деньгами и
все большим их количеством. Индустриальная машина нашей цивилизации
функционирует таким образом, что должна постоянно наращивать
обороты, прежде всего - объемы потребления. Стимулирование этих
процессов происходит посредством внушения потребительской максимы ("Вы хотите больше зарабатывать
- потому что хотите иметь больше возможностей покупать)" и
демонстрацией соответствующих успехов наших современников.
Проблематичность подобных
демонстраций в том, что у нас нет достоверного и очевидного
индикатора уровня (и качества) совокупной удовлетворенности человека
своими достижениями. Нельзя представить внутреннее переживание
счастья, вдохновлять и убеждать приходится опосредованно. Можно
показать шикарный автомобиль и виллу у моря, фото на обложке
глянцевого журнала и сверкающее улыбками домашнее видео. Но нельзя
ни показать, ни увидеть того, что творится в душе человека, когда он
остается наедине с самим собой, когда он дает себе честный ответ на
вопрос, счастлив ли он. Эта информация прячется не менее тщательно,
чем военные и промышленные секреты, и порой - и прежде всего - от
самих себя. Слишком многое пришлось бы менять, если б не удавалось
столь многое скрывать. Лишь изредка доходят до нас сигналы, что
"богатые тоже плачут". Однако строго соблюдается интрига, что они
как-то невероятно, особенно радуются.
Результаты исследований
обнаруживают роковую грань предела для активности бизнес-технологов
и принципиальную ограниченность нынешней цивилизационной модели
существования человека и общества. При всей невероятной мощи и
изощренности современных технологий до сих пор не найдена
"управа" на того аборигена, что в известном анекдоте успешно и легко
отметает все мотивирующие к внешней (торговой) активности доводы
предпринимателя. Сокрушительный аргумент ("А мне и так хорошо - лежу
себе под пальмой да бананы кушаю") этого непробиваемого
пропагандой субъекта базируется на обезоруживающей правде о человеческой
природе - ее способности наслаждаться простыми вещами (а не желать
все более сложных), быть самим собой (без того, чтобы изматывать
себя стремлением затмить других) и - вместо бесконечных завоеваний -
находиться в гармонии с миром.
В каждом из нас есть такой
"абориген" и такой (как в анекдоте) предприниматель. Поведение
человека - результат сложных, порой противоречивых психологических
процессов, точно описать и научиться их использовать сложно, но у
нас нет иного выхода: искомый всеми успех в жизни ожидает нас на путях
действительного познания своей природы. Это познание
осуществляется все более обширными, точными и свободными от
какой-либо идеологии
исследованиями. Остается еще позаботиться о том, чтобы
направленность и результаты усилий ученых имели открытый для истины
и внимания широкой общественности характер.
Помощь психолога в достижении успеха

|