Почему москвичи боятся ездить в метро?
"Владислав
Геннадьевич, почему 63% москвичей (данные
социсследования) боятся ездить в метро? Это нормально или
свидетельствует об определенных психических отклонениях? Почему
у многих людей в метро возникает психологический дискомфорт?
С уважением, Никита Миронов (газета "Комсомольская Правда")"
Объективно: метро - транспортное средство
повышенной опасности. Некоторого рода осторожность здесь вполне
адекватна, это даже не к психологу вопрос.
Однако сама ситуация, требующая осторожности, может
восприниматься как не просто потенциально, а вполне актуально
опасная - и тогда имеет место
страх, боязнь
(и, к сожалению, довольно распространен страх общественного
транспорта).
Это уже ближе к
фобии - состоянию, требующему
психологической
помощи.
Столь высокий процент (социологическое исследование говорит о
63%), безусловно, факт печальный, но - даже если отбросить
размытость понятия "боятся ездить в метро" - отражает ту
эмоциональную атмосферу, которая имеет место в подземке. Общий
"психологический градус" пониженный,
депрессивный, с
элементами напряженности и агрессии. Каковы причины?
Известно, что психологический комфорт личности подразумевает
определенную физическую дистанцию (так называемое "интимное
пространство"). Непрошенное вторжение в это пространство
воспринимается с напряжением, и по сути является агрессивным по
отношению к личности. Скученность людей в сочетании с ее
неизбежностью - значительный фактор
стресса. Также
следует иметь в виду чисто биологические корни агрессии: по
сути, агрессия - адаптивная реакция на те факторы внешней среды,
которые препятствуют удовлетворению потребности. Типичная
ситуация в подземке - спешащие люди раздражают неторопливых,
медленно идущие - злят опаздывающих. Добавьте крупный багаж,
сумки-тележки, становящиеся причиной подножек, невольные
столкновения, закрытые перед самым носом двери поезда,
затруднения на входе и выходе метро и вагонов - букет
препятствий, а значит и поводов к агрессии, более чем богат и
разнообразен.
К сожалению, характер обслуживания в метро носит хоть и
привычный для россиянина, но в сущности довольно агрессивный
характер: это и угрюмые сотрудники, контролеры, милиционеры; это
и угрожающие сообщения, напоминающие о повышенной опасности
подземного транспорта, о наркотической угрозе; агрессивная (по
сути психологического действия) звуковая (и нередко визуальная)
реклама, насильственно вторгающаяся в души ничем не защищенных
от нее людей (на тех же эскалаторах).
Многие пассажиры или наслышаны, или становились свидетелями
или даже жертвами конфликтов (заурядных столкновений,
перепалок), трагедий (падение на рельсы, травмирование на
эскалаторе) и даже преступлений (прежде всего, краж) в общественном транспорте. Кроме
того, средства массовой информации с готовностью оповещают о
такого рода инцидентах, что, понятное дело, не способствует
позитивному образу метрополитена.
В ряде ситуаций человек имеет возможность убедиться, что в
метро он совершенно не защищен. Это, прежде всего, глобальная
угроза теракта (которую никто не отменял и, увы, уже не
отменит). Но - как показывает трагический эпизод нападения на
милиционера - в метро вы можете стать жертвой банальных
хулиганов. Иная тема - нападений на национальной почве - не
только для метро специфична, но метро - по определению, должно
было бы предоставлять защиту своим пассажирам - все-таки не
подворотня и не подвал. Контраст ожиданий и реальности создает
дополнительный травматический эффект.
Однако самым важным и большим вопросом является
процент москвичей, боящихся жить в родном мегаполисе и, в целом,
боящихся жить. Базовые ощущения незащищенности себя в мире и
ограниченности собственных жизненных ресурсов настолько
распространены, что описанные выше факторы и особенности
эмоциональной жизни наших горожан, к сожалению, вполне активны и
вне стен и переходов красивейшего из метрополитенов мира.
психотерапия и помощь психолога при фобии, страхах

|