Рейтинг@Mail.ru
психологическая помощьсайт психолога

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь
О проекте Go-Psy.Ru
Статьи по психологии
Психологическая консультация
Кабинет психолога

проблемные ситуации

Невроз
Депрессия
Стресс
Одиночество
Страхи. Тревога
Ревность. Измена
Несчастная любовь
Утрата смысла жизни
Жизненный кризис
Затяжной конфликт
Психическая травма
Нарушения питания
Нарушения сна
Нарушения эмоций
Нарушения отношений
Нарушения поведения
Сексуальные нарушения
Нарушения здоровья

Психологические проблемы

помощь психолога

Консультация психолога
Психотерапия
Психоанализ

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте (e-mail):
go-psy@ya.ru
Ответ специалиста будет направлен вам лично.
Конфиденциальность гарантируется.

Помощь психолога

этика психолога

  Главный принцип врачебной практики - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания  психологической и психотерапевтической помо-щи. К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста стано-вится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому  психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
  Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.
подробнее>>

Этика психолога


быстрый поиск

Психолог в Москве Помощь психотерапевта Лечение невроза Психологическое консультирование Лечение депрессии Кабинет психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Психологическая помощь на Go-Psy.Ru

since 2006 © Go-Psy.Ru
все права защищены Законом
условия использования материалов

 

Почему психоанализ и зачем психоаналитик?

"Познай то, что перед лицом твоим,
и то, что скрыто от тебя, откроется тебе. "


"Евангелие от Фомы" (апокриф)

 

Зигмунд Фрейд

    На сегодняшний день как слово "психоанализ", так и имя Зигмунда Фрейда являются своего рода "брендами" (торговыми марками общепризнанной ценности). Не надо читать многостраничные "Лекции по введению в психоанализ" (одно из базовых учебных изданий работ основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда) или посещать специальные курсы на факультете психологии, чтобы - пусть и не совсем точно, но достаточно живо - представить себе смысл выражений "оговорочка по Фрейду", "эдипов комплекс" или понять, что имеется в виду, когда упоминают "психоаналитическую кушетку". Вполне расхожим стал миф  о том, что на Западе чуть ли не каждый представитель среднего класса имеет своего психоаналитика. Условным подтверждением этому представлению выступает тот факт, что кинематограф (в первую очередь, разумеется, Голливуд) с завидным постоянством выпускает на экраны кинотеатров фильмы, в которых психоаналитики оказываются в центре детективных, романтических или курьезных сюжетов (вспомним "Цвет ночи" с Брюсом Уиллисом, "Окончательный анализ" с Ричардом Гиром, "Анализируй это" с Билли Кристалом). В нашей, российской, действительности психоанализ обосновался (точнее, сказать, возобновился) не так давно, но, без сомнения, прочно: огромное количество изданий трудов как самого Фрейда, так и других представителей психоаналитической традиции, обширные интернет-ресурсы, посвященные глубинной психологии, деятельность психоаналитических сообществ и кабинеты психоаналитиков создали значительный культурный резонанс - и психоанализ преодолел длившееся десятилетиями "вытеснение" из нашей культурной и психотерапевтической жизни.

    Вместе с тем, наблюдения за общественной жизнью и практика психологического консультирования показывают: популярные представления о психоанализе имеют такую степень обобщения, что меняют его суть практически до неузнаваемости (к сожалению, это касается и уровня осведомленности о психоанализе некоторых психологов, психиатров и психотерапевтов). Пожалуй, нечто подобное происходит с любой углубленной отраслью науки - будь то физика, история или психология. Но если знание общей теории относительности вряд ли способно оказать существенное влияние на повседневную жизнь простого обывателя, то некоторые положения психоанализа имеют немалую практическую ценность - и не только с области лечения неврозов, депрессии, страхов, но и в обыденной жизни.

    У этой проблемы (неверного представления о сущности и основных положениях психоанализа) есть и общекультурный аспект. В 1921 году в  работе "Трудности психоанализа" Зигмунд Фрейд говорит о трех революциях, нанесших серьезный удар по человечеству - а именно по его нарциссическим представлениям (то есть образу себя - коллективному "Я"). Первая революция была совершена Николаем Коперником (1473-1543), доказавшим, что Земля является одной из планет, меньших, чем Солнце, и вращается вокруг последнего (а не наоборот). Вторую совершил в XIX веке Чарльз Дарвин, показав биологическое родство человека с прочими видами живых организмов (составляющих в своей совокупности эволюционную лестницу), и поставил, тем самым, под сомнение уникальность и исключительность происхождения человечества. Фрейд своей наукой о бессознательном наносит третий удар по нарциссизму человечества: оказывается, человек не в состоянии полностью управлять своей жизнью посредством рассудка, ибо последний - отнюдь "не хозяин в своем доме". Человеческая душа испытывает значительное влияние неосознаваемых психических сил и, в силу ограниченности сознательного контроля, мы оказываемся не столько творцами, сколько жертвами своих судеб. Психоаналитическая революция была подхвачена и развита многочисленными последователями Фрейда (К.Г. Юнгом, А. Адлером, К. Абрахамом, В. Райхом, О. Ранком и многими другими), оказав колоссальное влияние на всю человеческую культуру. Однако так ли широко представлены в головах наших современников эти ключевые идеи психоанализа? Можем ли мы сказать, что данные психоаналитических исследований столь же распространены, как понимание того, что Земля - лишь спутник третьеразрядной звезды на окраине заурядной галактики, а человек, как примат, делит в биологическом плане семейство с хоть и симпатичными, но все-таки животными?

    Психоанализ существует уже более 100 лет. За это время человечество вполне могло бы освоить ключевые его понятия и выявленные закономерности (хотя бы на уровне, так сказать, средней школы). Но для большинства людей Фрейд остается фигурой не столько научной, сколько анекдотической, а сделанные им открытия - тайной за семью печатями. Причин у  такого положения вещей множество (это и психологический шок от открытия - а точнее, признания - колоссальной роли сексуальности в жизни людей, в том числе наличия ее у детей, и клиническая направленность психоаналитической теории (акцент на болезненных явлениях душевной жизни), и реальность описанных психоаналитиками психологических защит, "избавляющих" сознание от неприятных и травматических переживаний, и многое-многое другое). Не вдаваясь в эти и иные подробности, хотелось бы осветить некоторые важные - в контексте оказания психологической помощи - моменты в теории и практике психоанализа.

    Итак, начнем с того, что ключевым для психоаналитической концепции словом является "бессознательное". Все это слово слышали, все - так или иначе - представляют его значение. Фрейд в своем знаменитом труде "Толкование сновидений" дает, в частности, следующее определение:

"Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств."

В самом деле, очевидно, что границы сознания невелики - и в данный момент мы способны принять во внимание ограниченный объем информации. К примеру, мы с легкостью вспоминаем дату своего рождения (хотя до этого были заняты чем угодно еще); представить одновременно несколько предметов нам удается, лишь объединив их в единый сюжет-картинку (иначе - лишь по очереди); нередко случается так, что требуется совершить усилие, чтобы найти причину собственного смутного беспокойства или раздражения. В этих примерах одно и то же содержание оказывается то в сознаваемом, то в бессознательном виде, и граница между этими двумя областями души имеет проницаемый характер. Те же самые "оговорочки по Фрейду" дают понять, что на самом деле имеет сказать человек, когда в его речи звучат ошибки - и чаще всего дело касается или забавных курьезов, или досадных мелочей (примерно такое впечатление вызывает "краткий пересказ" широко известной работы Фрейда "Психопатология обыденной жизни"). Образ бессознательного в представлении большинства - это такой резервуар воспоминаний, курьезов, не вполне приличных образов и словечек, агрессивных и животных влечений -  в общем, всего того, что полагается всячески скрывать и сдерживать - в соответствии с нормами морали и культурными стереотипами. Таким образом, все на своих местах: приличия - в поведении и сознании, сомнительные проявления - в бессознательном, а значит подавлены и сдерживаемы, то есть сравнительно безопасны. Эти представления, в общем-то, верны. Но отражают они лишь поверхностное и, я бы сказал, теоретическое понимание проблематики бессознательного.

    Существенным, с практической точки зрения, моментом следует признать открытый психоанализом факт того, что бессознательными являются сами процессы душевной жизни и силы, их направляющие. При том, что мы склонны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, сделанное Фрейдом открытие бросает тень на наши способности отдавать себе подлинный отчет о происходящем в нашей душе, а следовательно - и в нашей жизни. Оказывается, выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием - будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами. При этом речь ведь идет о жизненно важных реальностях - это ли не удар по нашему образу личностной состоятельности? (Если читателю после этих слов трудно сдержать раздражение по поводу категоричности высказываемого, смею напомнить, что средневековому человеку смириться с тем, что Земля кругла (да еще и вращается вокруг Солнца!) было  не менее затруднительно; подобно этому, и сегодня редкий ребенок легко и охотно принимает на веру рассказы взрослых о нашей планете)

    Другой принципиально важный момент психоаналитической теории касается человеческой судьбы. Точнее, речь идет о невротическом конфликте - источнике болезненных симптомов, страданий и травматических событий (будь то невроз, депрессия, страхи, тревожность, психосоматические заболевания, панические атаки, сексуальные нарушения, трудности в общении и т.д., и т.п.). "Каким образом связаны человеческая судьба и невротический конфликт? - спросите вы. - Разве что невроз влияет на нас и усугубляет нашу жизнь, то есть меняет судьбу в худшую сторону?". Проблема, на самом деле, глубже - а в психоанализе это означает, опять-таки, "бессознательнее"! Фрейд в своих научных изысканиях обнаружил удивительную закономерность: пациенты вновь и вновь сталкивались с болезненными для себя ситуациями, а то и попросту - хотя и бессознательно - провоцировали их. Исследовав множество подобных случаев, Фрейд сформулировал следующее положение: вне психоаналитического лечения пациент обречен на навязчивое повторение невротического конфликта и травматических ситуаций и переживаний - такова структура и динамика психического функционирования. Примеров тому достаточно не только в клинике, но и в обычной жизни: то и дело мы сталкиваемся с людьми, которых буквально преследуют одни те же несчастья (будь то несправедливый руководитель, травмы конечностей или неверный партнер). Фрейд противопоставляет магическим, демоническим и фаталистским трактовкам подобных явлений научное объяснение, в частности, разъясняющее, почему не следует ждать чудес самопроизвольных исцелений.Психоаналитическая кушетка

    Бессознательный характер течения большинства душевных процессов создает серьезные затруднения для вмешательства в них, особенно в тех случаях, когда имеют место глубокие конфликты и нарушения, как правило, уходящие корнями в прошлое - вплоть до раннего детства. Тот общественный резонанс, который сопровождает развитие психоанализа, породил несколько популярных формул, имеющих реальную связь с психоаналитической теорией, но, как это часто бывает с популярными версиями научных концепций, представляющих крайне упрощенный и, в силу этого, гротескный характер. Доходит до того, что пациент искренне не понимает, зачем ему нужна психоаналитическая помощь, если он из прочтенных книг уже знает, что в детстве желал свою мать и испытывал ревностную неприязнь к отцу (речь идет об эдиповом комплексе). Понимание сути психоаналитической терапии нередко сводится к образу чисто интеллектуального рассмотрения личной истории пациента: якобы  психоаналитик попросту "переливает" свои знания в голову пациента, переводя его бытовые и неточные описания на научный язык. Может быть, по ходу что-то и уточняется, и пациент вспоминает и узнает нечто забытое или неизвестное, но все происходящее остается эдакой учебной процедурой с элементами детектива - что называется, "успеть вспомнить".

    В самом деле, Фрейд постулировал интерпретацию психоаналитика как ключевое психотерапевтическое средство, а вызванное верной аналитической интерпретацией озарение пациента - поворотным переживанием в целительном процессе. Но верная интерпретация - это далеко не то же самое, что прочитанный в психоаналитической литературе пассаж об инфантильной сексуальности или сущности базисного дефекта. Кроме того, успех психоаналитического лечения напрямую зависит не столько от восприятия теоретических положений (пусть даже в конкретном и адекватном их приложении), сколько от готовности пациента вообще что-либо воспринимать и критически рассматривать. Речь идет о проблеме специфических сопротивлений, стоящих на пути проработки болезненных конфликтов и составляющих значительную часть содержания работы в кабинете психоаналитика. Именно сопротивления, вкупе с патологическими психологическими защитами, определяют специфику и характер данного клинического случая. Они же составляют ключевую терапевтическую проблему, в отношении которой так разнятся психологические практики. Фактически именно отношение к сопротивлению (вкупе с переносом - специфическим отношением пациента к своему психотерапевту) составляет базовое отличие психодинамического подхода в психотерапии (в противовес, скажем, поведенческому или когнитивному):  лишь в психоанализе, как терапевтическом и исследовательском методе, осуществляется проработка сопротивления и переноса. В свою очередь, игнорирование этих реальностей оставляет психотерапевтические усилия на поверхности душевных процессов, ставя под вопрос эффективность предпринимаемого лечения.

    Разговор о психоанализе, освещение роли психоаналитика - темы не новые. Программа недавнего визита в Москву Славоя Жижека, известного словенского философа и теоретика культуры, включала лекцию "Почему все еще важен психоанализ?". Сама постановка вопроса свидетельствует о некотором забвении этого подлинно революционного течения психологической мысли и вуалировании его практической значимости. В век ускоренного социального обмена товарами, деньгами и услугами неторопливая, вдумчивая практика исследования глубин человеческой души может показаться архаичной, не отвечающей так называемому духу времени. Однако есть смысл задуматься, как раз, об обратном: насколько сложившийся дух времени отвечает сути глубинных потребностей человека? Душа человеческая сегодня буквально разрывается от представляемых цивилизацией соблазнов, оставаясь, между тем, не более счастливой, чем она была в начале прошлого века, на заре становления первого - Венского - психоаналитического общества. Похоже, научно-технической прогресс зашел так далеко, что сделал личность человека уже не целью, а средством собственного развития. И посреди возводимых корпораций и небоскребов  - много ли мест, где то мятежная, то мятущаяся человеческая душа могла бы найти приют, опору, защиту и понимание? Зигмунду Фрейду в свое время стоило немалых трудов утвердить такое место - кабинет психоаналитика.  Психоанализ не повернул исторический процесс в иное русло, многие "проклятые вопросы" человеческого бытия остаются актуальными, если не обострились. Но для многих и многих людей является отрадным тот факт, что двери многочисленных психоаналитических кабинетов по всему миру и по сей день остаются открытыми.    

        на фотографиях - Зигмунд Фрейд (1937)
и кушетка в кабинете основателя психоанализа

 

консультация психоаналитика, психоанализ в Москве

помощь психолога


 

статьи по психологии

Психотерапия

психотерапия

Когда необходима психотерапия и на что она нацелена? Подлинный психотерапевтический процесс предполагает своим результатом освобождение не просто от симптомов, а от самой болезни...

Психологическая консультация

психологическая консультацияОбращение к психологу может быть мотивировано как ситуативным затруднением, так и затяжным жизненным кризисом. Консультация психолога ни к чему не обязывает, но может сыграть в вашей жизни огромную роль. Что происходит в кабинете психолога и чего следует ждать от психологической консультации?

Психолог

психолог

Сегодня мало кто при упоминании о психологе нахмурит брови. Появилась даже мода на психологию. Редкий глянцевый журнал обходится без колонки психолога, а услуги именитых психотерапевтов обходятся не дешевле услуг популярных стилистов...

Понять или пережить? Вот в чем вопрос…

психоаналитическая психотерапияСтолкновение с трудно разрешимой проблемой вызывает естественную реакцию – снять ее. Способы бывают разные. Один из наиболее уважаемых в цивилизованном обществе – анализ и решение. Психоаналитическая психотерапия является одной из разновидностей такого подхода...

Что такое сексуальность?

сексуальностьСексуальность - наряду с агрессивностью - одна из наиболее вытесняемых из человеческого сознания сфер. Между тем, это именно то, что с вами происходит, когда вы оглядываетесь на промелькнувшую рекламу нижнего белья или рассматриваете попутчиков в метро...

 

 

 

психолог в Москве

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь         О проекте Go-Psy.Ru      Статьи по психологии                Психологическая консультация           Кабинет психолога              

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100