Как создать эффективную мотивацию? Система жизненных ценностей - какая версия лучше?
Каждый из нас пользуется своей "операционной системой" - системой представлений, отражающих наше понимание значимости тех или иных жизненных реалий. В психологии
мотивации эти представления обозначаются термином "ценности". Всякая ли система ценностей одинаково полезна? Чем отличаются официальные их варианты? И почему опасны "пиратские" версии?
Настоящее время характеризуется свободой человека в определении
собственных ценностей: кто что хочет, тот то и ценит. Одному
важны деньги, другой уже осознал, что здоровье ни за какие
деньги не купишь. Этот весь в карьерном росте, иной не понимает
счастья, в котором не представлены дети. В списке приоритетов
множества наших современников устойчиво утвердились
любовь и
финансовое благополучие.
Привычная ситуация. Разве может быть иначе? Что нам
вспоминать о тех временах, когда партия устанавливала цели и задачи
– одни для всех и каждого? Кто нынче станет спорить о том, что все
люди разные и что всякому своя радость и свои стимулы в жизни.
Ценности – это, если хотите, и есть список стимулов – то, ради чего
я совершаю усилия, к чему направлены мои устремления, о чем мои
важнейшие желания.
Между тем, ценности отражают не только и не столько
наши вкусы. Они отражают наши представления о реальной значимости
тех или иных жизненных категорий. К примеру, если я полагаю
здоровье
высшей своей ценностью, я не просто заявляю свое личное
предпочтение, я утверждаю, что здоровье важнее всех остальных
вещей, будь то, к примеру, общественное признание или любовь к
ближнему. Это не то же самое, что ситуация, когда мне нравится
ванильное мороженое, а вам фисташковое. В терминах ценностей
личное пристрастие означает утверждение превосходства в значимости.
Условный пример с мороженым тут звучал бы так:
«Ага, ты предпочитаешь не то мороженое, что предпочитаю я. Все люди
разные, это понятно. Но я не был бы тебе другом, если б не
предупредил - в жизни (т.е. на самом деле) ванильное мороженое
важнее, чем фисташковое!». Можно было бы еще и добавить: «Сегодня ты
со мной можешь не согласиться. Но придет время, и ты это поймешь –
твое фисташковое не стоит и ломаного гроша!». Вот такой разговор
выходит, если в дело вовлекаются ценности.
Это о вкусах не спорят. Ценности – не только повод
для спора, это, по определению, предметы непременных сравнений.
Не хочется сравнивать? Не нравится быть предметом
сравнения? Тогда откажитесь от ценностей!
Легко или нет, но можно найти людей, которые скажут
вам, что у них и нет никаких ценностей. И даже не особенно солгут,
потому что ничего от вас не утаивают – они никогда о них не думали.
Другое дело, что если с вопросом о ценностях не оставлять этих
уникумов в покое, то мало-помалу начнет выясняться, что и в их
представлениях не все в этом мире (и их жизни) однородно и
равнозначно.
Ценности сродни темпераменту – знаешь ты свой тип
или нет, он у тебя, все равно, есть. Хочешь узнать, холерик ты или
меланхолик - надо лишь выяснить, что это такое и как это
определить. И будет тебе правда о себе, которой ты не знал (так
известный герой пьесы Мольера был впечатлен открытием – оказывается,
он говорит прозой).
Специалисты (философы и
психологи) скажут: у каждого
человека есть, по крайней мере, имплицитная (т.е. скрытая) система
ценностей; зрелая личность обладает не только осознанной, но и
глубоко проработанной системой ценностей.
Почему это так?
Потому что ценности определяют, на что вы готовы и
чего вы добиваетесь своей жизнедеятельностью. Легко увидеть, что
один человек и с кровати не во всякий утренний час привстанет, чтобы
добиться признания современников, ему важнее собственный комфорт.
Другой будет недосыпать неделями, лишь бы получить похвалу
руководства. Иногда это самоопределение происходит бессознательно, и
требуется продолжительный
психологический анализ, прежде чем будет
обнаружен этот базовый мотив собственной активности.
К примеру, основанием исключительных, высоких
карьерных амбиций может быть скрытый комплекс неполноценности и
соответствующая ему завышенная значимость признания своих успехов
окружающими.
Опасность такого – бессознательного – ценностного ориентирования в
том, что могут уйти годы, прежде чем станет ясно – окружающим не так
уж и важно, чего стоишь ты, вслед за их признанием легко приходит
обесценивание и забвение, а цена прежних достижений может оказаться
слишком высока – разрушенное здоровье, отсутствие семьи, истощенный
внутренний ресурс.
Ценности могут вводить нас в заблуждение. Помните,
«не все то золото, что блестит».
На роль ценности претендует все, что угодно. Главное
для претендента в ценности – дать понять, что ты штука важная.
Вот идете вы налегке по пустыне (так получилось,
представьте) - и не сразу, так через день-другой придете к выводу,
что вода есть наивысшая ценность в жизни. А случись тонуть, так вода
из главной ценности перейдет в категорию главной опасности, ценной
станет помощь друга (если друг владеет навыками спасения
утопающего).
Те или иные события случайным образом происходят в
жизни каждого, и из каждой мало-мальски серьезной ситуации возникает
вывод о значимости тех или иных вещей. Этот вывод может не
формулироваться в законченном суждении, иногда он «на уровне
спинного мозга» закрепляется. И в связи с этими «осадками» и
остатками событий формируется «стихийная» система ценностей.
В ней участвуют и приятные впечатления; соотношение хорошего и
плохого опыта в этом процессе – дело личной судьбы. Но еще до того,
как человек повзрослеет, у него уже оказывается сформированной та
или иная система ценностей. В общем-то, в этом и состоит
воспитание.
Где-то в период
переходного, подросткового, возраста
эта система может подвергнуться существенной переработке. Прежде
всего – вследствие развивающегося самосознания. Всем известна
страсть подростка к философствованию. Смысл этих мудрствований не
так уж и инфантилен, как может показаться. Взрослеющий ребенок
подвергает критическому пересмотру систему внушенных ему и явленных
родительским примером ценностей. Нередко возникает
конфликт – я не
хочу быть похожим на вас, мне неинтересно класть свою жизнь на то,
во что вы верили, я вижу другой смысл в жизни (или вовсе не вижу
его).
Однако редко когда этот стихийный бунт получает
высокое и законченное оформление, чаще дело не идет дальше
революционных звуков в музыке и изменений в украшениях одежды и
тела. Подросток – имея нынешнее образование (будь оно лучше или
хуже, не принципиально, поскольку ценностного ориентирования оно не
подразумевает) – остается на довольно поверхностном уровне
противопоставления родительским стереотипам.
Как говорится, юноши поначалу усиленно критикуют
отцов и затем тщательно следуют их примеру.
Увлекаемый событиями, отданный во власть своих не
всегда познанных импульсов (практике самоанализа в современных
университетах тоже не учат), опираясь на стихийно сформированное
мировоззрение, взрослеющий человек, скорее, привыкает считать
набор своих взглядов на жизнь собственной личностной позицией. На
деле, это именно коллекция мнений – они не только не приведены в
систему, они далеко не всегда вполне осознаются. Как следствие, эти
мнения-ценности нередко противоречат друг другу и, рано или поздно,
столкнутся в серьезном конфликте, а то и вызовут
жизненный кризис.
Между тем, это не мешает разного рода представлениям активно влиять
на процесс принятий решений – в том числе, в жизненно важных
ситуациях. На самом деле, это не случайные выборы, но распознать их
закономерность, направленность, убедиться в их продуктивности,
выверить их целесообразность – очевидно, это требует специального
образования, сами собой такие навыки и инструменты психологического
и экзистенциального (обращенного к целостности человеческой жизни)
анализа не возникают. Однако без такой работы личность не может
функционировать зрелым (а, значит, здоровым) образом – только
проработанная система ценностей выступает основанием зрелой и
здравой (взвешенной, последовательной и подлинно ответственной)
позиции человека. Без таковой люди, воистину, не ведают, что
творят – и не только в отношении окружающих – и для себя здесь не
делается никакого исключения.
Поэтому значительной части психологических трудностей, с которыми
сталкиваются люди, можно было бы избежать, будь в нашем распоряжении
эффективное и доступное знание о роли и содержании ценностей.
Только с таким знанием возможна подлинно эффективная мотивация. Популярное современное представление о том, что человек полностью
свободен выбирать, во что верить и что ценить, следует признать не
столько аксиомой, сколько тезисом, требующим серьезного, научного
исследования. Мы нуждаемся в объективной и адекватной нашей
природе информации на этот счет. Без таковой мы не застрахованы
ошибаться как в личных вопросах, так и в проблематике мирового
масштаба. Ведь и относительно текущего мирового кризиса все чаще
звучат мнения о том, что он вызван именно издержками современного
западноевропейского образа мысли и связанной с ним системы экономической
деятельности.
Помощь психолога в осознании и проработке своей системы ценностей

|