Психология денег: жизнь или кошелек?
Вообще-то, у денег нет никакой психологии. Психология - наука о душе, а какая душа может быть у денег? Если у кого и есть на этот счет сомнения, достаточно напомнить, что значительная часть современных - электронных - денег существует лишь в цифровом отображении. Но есть немалое количество людей, готовых вкладывать в звонкую монету и в эти, виртуальные, деньги свою душу.
Зачастую это очень образованные, талантливые и предприимчивые люди. Сегодня их принято называть успешными. Однако тот ли это успех, которому стоит поучиться?
В разговоре о том, что юности даны благие порывы, свершиться
которым не дано (а мы вели речь
о процессе
формирования системы ценностей человека), в основном, была
отмечена субъективная сторона процесса –
подросток не имеет
развитого инструмента для систематической и по-настоящему
продуктивной работы над своим мировоззрением. Таким инструментом
является философское мышление и системный психологический
анализ. Увы, современное образование подразумевает приобщение к
этим средствам лишь тех студентов, которые совершили
соответствующий профессиональный выбор – философов и психологов
(впрочем, и в этой среде столь важная работа осуществляется
довольно поверхностно). Остальные, даже получая блестяще
подтвержденные дипломы, в практике ценностного ориентирования
далеко не всегда демонстрируют адекватное понимание и обходятся
подручными, по сути, архаическими средствами – решают жизненно
важные вопросы в этой сфере по настроению и «на авось».
У этой проблемы есть и другое, весьма значительное,
измерение. А именно социальное. Ведь не вакууме происходит развитие
каждого поколения, на всякого юношу активно влияет окружающее его
общество, и пренебречь этим влиянием не может никто.
Как говорил классик
марксизма, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Бесспорный тезис.
В самом деле, общество легко обесценивает юношеские
порывы установить свою систему ценностей, имея совершенную систему
универсализации сравнений – а именно систему денежную.
Согласно этой системе, не важно, что ты понял о жизни и о себе,
важно, сколько ты сегодня зарабатываешь. Нравится это нам или нет,
но деньги заняли лидирующее положение в системе ценностей
современного общества, и удивляться тут нечему – они и вводились как
универсальная мера ценности. То, что возникло как инструмент
обмена, само стало вожделенным предметом торга. Споры о том, все ли
можно купить на деньги, ведутся с давних пор, но дискуссия эта, как
говорится, на большого и редкого любителя: реальность убедительнее
всяких увещеваний – в любой ситуации лучше оказаться богатым, чем с
пустым кошельком.
Хотя и здесь есть что возразить – скажем, семьи со
скромным достатком несравнимо реже подвергаются таким криминальным
напастям, как похищение детей с целью получения выкупа. Здесь легко
увидеть, как ценность благополучия своих детей вступает в конфликт с
ценностью материального преуспевания.
В нашей стране до определенных пор подавляющая
ценность денег сдерживалась не без труда, но довольно эффективно –
посредством ограничений как в заработках, так и в доступности
товаров. Усредненный уровень потребления не давал особых
возможностей мечтать о полном благоденствии, в систему ценностей
активно вводился принцип «лишь бы не было войны», забота о ближних
была делегирована государству. От человека мало что зависело в
материальном течении его жизни, и значительную часть ценностного
ориентирования занимало самоуважение и уважение общества – прожить
достойную и мирную жизнь значило больше, чем прожить жизнь сытую.
Вследствие обширных социальных и политических
преобразований наш гражданин пришел к такому положению вещей, при
котором если кто и поможет утопающему, так это должен быть он сам.
А, значит, каждый стал нуждаться во все больших ресурсах, и жизнь
быстро показала различные возможности в этом плане. Деньги приобрели
общемировую конвертацию на наших просторах – их стало не только
можно, но и нужно зарабатывать и тратить. В такой ситуации прежние,
свойственные советскому образу жизни, мотивы не могли долго
удерживать свои лидирующие позиции – рыночная экономика проста, как
«три копейки»: хорошо покупает тот, кто хорошо продается; а
хорошо продается тот, кто готов на все, чтобы хорошо продаться.
Ценность твоих действий определяется суммой произведенной тобой
сделки – здесь и сейчас; отдаленные последствия не учитываются,
поскольку «это уже другая история» - мол, не стоит путать, как ты
заработал деньги, и то, как ты смог ими распорядиться (отсюда
известный слоган «деньги не пахнут»). Моральные ограничения,
принципы гуманизма, нравственные приоритеты в таких условиях – не
просто условность, это существенные рыночные ограничители и
очевидные препятствия в собственном продвижении на рынке. В
ситуации, когда решение всех вопросов упирается в то, сколь велик
твой счет в банке, возможность выручить как можно больше денег
полагается превыше всяких иных удовлетворений – деньги должны быть
до того, как у вас появится желание или необходимость их так или
иначе потратить. Именно так и задана профессиональная идентичность
современного бизнесмена, его работа – извлечение максимальной
прибыли, и кто этому принципу следует неукоснительно, тот и
возглавляет списки богатейших людей.
«Оставь все человеческое всяк сюда входящий»
следовало бы написать на дверях этого номинального клуба ценителей
звонкой монеты. Ибо стоит лишь раз оглянуться на чью-то слезу, как
тебя тут же обойдут более (или все-таки менее?) принципиальные и
дисциплинированные конкуренты. Ведь если ты не сможешь продать
слепому им же оброненную трость, кто-то другой на этом своего не
упустит. Ничего личного, при этом. Это «всего лишь» бизнес.
Спорить с ценностью денег чрезвычайно сложно. Если и
не потребности самого человека, так забота о ближних склоняет к их
вожделению. Такая выстроилась система, что лечение стариков и
обучение детей требует от каждой семьи существенных затрат, и
пренебречь этой реальностью может лишь оторванный от семейных связей
человек. Не все, конечно, полагают прибыль превыше всяких жизненных
благ, но важны доминирующие ценности общества – именно они
определяют деятельность основных социальных институтов (и не
номинальные их обозначения, а реальную направленность). Мы живем в
таком обществе (и это общемировая ситуация), в котором все больше
людей открыто и искренне заявляют – «Мы любим деньги» (раньше
заявить такое вслух мог лишь отъявленный асоциальный тип, теперь
этим слоганом стимулируют набор в группы по обучению ведению сделок
на бирже). Это не просто стихийно сложившееся социальное явление,
это результат систематической практики сведения различных ценностей
к общему знаменателю – «всякая вещь в этом мире тем ценнее, чем
дороже она обходится, и ценность эту «лучше всего» определять в
американских долларах».
Деньги – это как запас жизней и здоровья в
компьютерной игре – чем этого «добра» больше, тем дальше можно
пройти, тем вероятнее твой успех, тем спокойнее переживаются утраты
и поражения. Это общепонятная и самоочевидная идея, способная
вдохновить и реально окрыляющая многих и многих людей.
Сегодня достижение финансового благополучия
(желательно, устойчивого и неиссякаемого) – безусловно вожделенная
цель. То, в значимости чего люди имеют редкостную и завидную
уверенность. Наверное, не требуется особых социологических
исследований, чтобы констатировать: деньги – универсальная и
- если и не абсолютная, то – высокоприоритетная ценность.
Однако…
Однако искусственное происхождение денег
обусловливает их принципиальную ограниченность, и об этом нередко
забывают. Очевидно то, что деньги сами по себе не
удовлетворяют ни одной естественной или культурной человеческой
потребности, они лишь служат средством приобретения предметов
или ресурсов, способных на это.
Так ли это очевидно? Глядя на то, как
выстраивается система мотивации современных людей, в этой
очевидности приходится серьезно усомниться.
В системе ценностей каждого человека (имеет она
осознанный или имплицитный характер) обнаруживаются иерархические
отношения – более высокие ценности приоритетны перед нижестоящими, и
нереализованность высших понижает способность получать удовольствие
от реализации низших (вплоть до полной невозможности – к примеру,
осужденный перед казнью ввиду актуальной угрозы высоко ценимой жизни
не в состоянии получить удовольствие от самых изысканных блюд). Этот
принцип иерархии в обсуждаемом нами вопросе приводит к
проблематичному следствию. В какой мере деньги занимают место
высшего приоритета, в той мере происходит весьма неприятная
трансформация: человек получает все меньшее удовольствие от
удовлетворения обычных, свойственных человеку от природы,
потребностей, для него высшей радостью является получение все
больших денег, но, поскольку, деньги имеют ценность лишь
инструментальную (т.е. они являются лишь средством), то и
удовлетворение от реализации в этой сфере не имеют полноценного
характера – нет вовлечения естественных и полноценных
механизмов эмоционального вознаграждения за работу. Деньги
невозможно потреблять сами по себе, нужно уметь с удовольствием
их тратить. А это не тот навык, который хорошо развит у примерного
бизнесмена (выше мы отметили его ключевой стимул – накапливать и
прибавлять свои богатства, и именно в этом он должен – именно так,
ДОЛЖЕН, если хочет преуспеть – находить свое удовольствие).
Не удивительно, что образ жизни весьма богатых людей
носит довольно экстравагантный характер – приобретаются такие вещи,
которые нацелены не столько на удовлетворение реальных потребностей,
сколько на подтверждение собственного статуса, который, в свою
очередь, эксплуатируется как средство для еще более выгодного
позиционирования на рынке (прямой расчет на последующие продажи).
Довольно часто можно встретить навязчивые формы самоутверждения – в
коллекционировании автомобилей, в покорении женских сердец, в
роскоши и эпатаже – по сути, искаженные формы извлечения
удовольствия из жизни (или откровенный PR,
самореклама). Деньги (а, точнее, неразумное к ним отношение) взламывают человеческую природу, и она,
нарушенная и надломленная, отвечает неспособностью радовать нас
простыми вещами, мы теряем контакт с живыми эмоциями и все
больше ударяемся в поиски каких-то особенных - неведомых,
непостижимых, хочется сказать, надуманных, а то и попросту
извращенных – удовольствий.
Это бесплодный и небезопасный поиск. Человек своей
природой очень просто прикреплен к реальности, и сколь бы ни была
проста эта связь, другой нам не сыскать.
Счастье – как давно
уже поняли мудрейшие – даже и вовсе не в том, ЧТО вас радует, а в
том, КАК вы способны радоваться. Понимание этого у ребенка не
требует обучения, но довольно быстро оттесняется, заглушается в нем
влиянием общества. Увы, влияние это не столь разумно и гармонично, и
вот уже ребенок не в состоянии насладиться вожделенным подарком –
ведь только что в магазине ему довелось увидеть и понять, сколь
многими игрушками ему не дано обладать. Чем взрослее мы становимся,
тем больше подвержены внешним оценкам и суждениям – хороший способ
многому научиться, и, увы, верный путь разучиться естественной
способности радоваться.
Быть может, у нас нет иного пути, чтобы понять, что по-настоящему
ценно в жизни, не потеряв этого. Печальный путь. Тем печальнее, что
человечество прошло им столь много раз. Так ли необходимо, чтобы
каждый делал подобные открытия самостоятельно? Почему мы успешно
используем давно разработанные системы интегрального вычисления, а
свои сокровенные чаяния так и не научились заранее исчислять? Как
видно, полученные ранее сведения на этот счет оказались сильно
девальвированы (математике в этом плане повезло больше). Но ведь
математика – это абстракция, а наши мечты и сердца – самая что ни на
есть живая жизнь. Так ли уж проиграли бы мы, окажись верным
положение, согласно которому все люди разные в чем угодно, но едины
в том, что делает нас по-настоящему счастливыми? И если каждому из
нас суждено иметь систему ценностей, не лучше ли было бы тщательно
проверить ее на наличие тех вирусов, что систематически вводят нас в
заблуждение относительно того, на что строит тратить бесценное и
невосполнимое время нашей жизни?
Помощь психолога при нарушении
отношения к деньгам

|