Рейтинг@Mail.ru
психологическая помощьсайт психолога

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь
О проекте Go-Psy.Ru
Статьи по психологии
Психологическая консультация
Кабинет психолога

проблемные ситуации

Невроз
Депрессия
Стресс
Одиночество
Страхи. Тревога
Ревность. Измена
Несчастная любовь
Утрата смысла жизни
Жизненный кризис
Затяжной конфликт
Психическая травма
Нарушения питания
Нарушения сна
Нарушения эмоций
Нарушения отношений
Нарушения поведения
Сексуальные нарушения
Нарушения здоровья

Психологические проблемы

помощь психолога

Консультация психолога
Психотерапия
Психоанализ

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте (e-mail):
go-psy@ya.ru
Ответ специалиста будет направлен вам лично.
Конфиденциальность гарантируется.

Помощь психолога

этика психолога

  Главный принцип врачебной практики - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания  психологической и психотерапевтической помо-щи. К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста стано-вится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому  психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
  Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.
подробнее>>

Этика психолога


быстрый поиск

Психолог в Москве Помощь психотерапевта Лечение невроза Психологическое консультирование Лечение депрессии Кабинет психолога

 


Психологическая помощь на Go-Psy.Ru

since 2006 © Go-Psy.Ru
все права защищены Законом
условия использования материалов

 

11 рекомендаций для предотвращения
Синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)

  

     Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) было отмечено, что подобные состояния, связанные с работой, являются важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. По статистике, "синдром выгорания" хотя бы раз в жизни бывает у 25% людей.
   После того как феномен синдрома эмоционального выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными [1].
   Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы (у К. Кондо (1991г.) соответственно: индивидуальные, социальные и "характер работы и рабочего окружения").

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который
выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

- дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны - нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней " бюрократического шума" - мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения - клиенте, потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока - нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтностью по вертикали, в системе " руководитель - подчиненный", и по горизонтали, в системе " коллега - коллега". Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который "портит вам нервы" или " доведет до белого каления". Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: " не следует обращать внимание+" В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт - эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье "Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других"

В.В. Бойко относит следующие факторы:

- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов "выгорания" будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав "в людях" до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию [2].

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление

возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием - полным растворением в другом, слабыми границами "Я". Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг "срывается" в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается - тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы - безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, " выгорать" ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

- нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами - неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные:

- неэмоциональность или неумение общаться;

- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;

- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

11 рекомендаций для предотвращения СЭВ

Академик Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

- вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

- поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".

Источники: 1) - Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Орел В.Е. - 2001; 2) - Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Форманюк Т.В. - 6. - 1994 г.

Автор статьи Кривонос Галина (психолог-валеолог)

 

консультация и помощь психолога в Москве

помощь психолога

 

 

статьи по психологии

Нарушения эмоциональной сферы

эмоциональные проблемыОтметим те эмоциональные проявления, которые следует рассматривать как симптомы - свидетельства тех или иных осложнений и/или нарушений душевной жизни и, соответственно, как поводы для консультации и, возможно, последующего лечения/психотерапии...

Странная проблема – не могу работать

не могу работать"Странная проблема – не могу работать (нет желания). Звучит странно, но доставляет массу неприятностей." Случаи увлеченного посвящения себя работе, к сожалению, большая редкость...

Возрастные кризисы. Жизненный кризис. Психология выхода из кризиса.

психологический кризисИзвестно, что человек по мере своего развития проходит несколько таких этапов, когда происходит существенная перестройка личности – человек взрослеет и перестраивается, испытывая нешуточные психологические «перегрузки»...

Трудоголики и трудоголизм

ТрудоголикЗа "трудоголизмом" стоит зависимость от работы, чрезмерная включенность в производственный процесс, неспособность установить разумный баланс между различными сторонами жизни - профессиональной, личной, творческой...

Психологическая консультация

Психологическая консультацияОбращение к психологу может быть мотивировано как ситуативным затруднением, так и затяжным жизненным кризисом. Консультация психолога ни к чему не обязывает, но может сыграть в вашей жизни огромную роль. Что происходит в кабинете психолога и чего следует ждать от психологической консультации?

 

                  БИБЛИОТЕКА                      

  В нашей библиотеке собраны статьи различной тематики: психология и психотерапия, медицина и история врачебной практики, бизнес-обучение и консалтинг, духовные практики и самосовершенствование.  Часть материалов предоставлена партнерами проекта Go-Psy.ru, другие включены по усмотрению редакции. в библиотеку>>

 

 

 

 

психолог в Москве

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь         О проекте Go-Psy.Ru      Статьи по психологии                Психологическая консультация           Кабинет психолога              

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100