Психология и/или Духовность
В любом развитии случаются кризисы.
В духовном росте их понимание весьма
различно и целиком определяется соответствующей духовной традицией.
Имея за плечами обширную практику
психологического консультирования и психотерапии, а также свою
историю духовного пути, мне пришлось убедиться: есть особая
категория кризисов, переживаемых духовными искателями.
Чаще всего они просто не осознаются как таковые.
А к возникшим трудностям применяются устоявшиеся в Традиции понятия
и методы разрешения. Когда такое применение не срабатывает, искатель
оказывается в крайне затруднительном и неприятном положении.
Грустно (а порой странно) видеть, как
люди, искушенные в духовном поиске, обнаруживают явную недооценку
того неоспоримого факта, что любая их деятельность обусловлена
душевными процессами. А их исследованием занимается другая традиция
- Психология.
В отношении духовности Психология играет двойственную роль:
- она либо недооценивается (духовными адептами),
- либо переоценивается (адептами психологии).
Оба варианта, как говорится, хуже.
Нередко так и получалось: были те, кто занимался духовным ростом, и
те, кто развивался Психологией.
Сегодня трудно найти человека (особенно среди духовных искателей),
кто довольствовался бы чем-то одним. А также нашлись те, кто не
только поставил вопрос о соотношении Психологии и Духовности (как
правило, это были, как раз, психологи), но и построил
соответствующую поставленной проблеме практику (это всегда очень
интересный опыт, и для многих он оказался счастливой находкой).
Тем более странно: как духовные Традиции, так и Психология все еще
не находят пути продуктивного соединения, и, во многом и в основном,
остаются дистанцированными.
Здесь можно отметить, что некогда
пришедший на смену традиционным религиям сциентизм стал, по
сути, успешно конкурирующей (квази)-религией, а между религиями, как
известно, всегда поддерживается обоюдо-соблюдаемая дистанция. Но ни
традиционные религии, ни новые практики духовного развития не
замещаются сциентизмом; он «окормляет» свою «паству», и духовность
как таковая не входит в круг осознанно решаемых сциентистами
проблем. Тем не менее, Психология как наука старательно держится в
стороне от свойственной религиям тематики духовности, а Духовность
держит Психологию (как науку) на удалении, ибо принято относить
«кесарево - кесарю».
Это, так сказать, с объективной стороны. А что происходит на
стороне Субъекта?
Духовный искатель неизбежно претерпевает смену мировоззрения, и это
вполне отвечает основному замыслу пути к духовности. Однако на
практике такая смена далеко не всегда расширяет границы мира
искателя (чаще – меняет один на другой), так что не происходит
преемственности прежнего и нового опыта; зачастую это не
эволюционный, а революционный (сопряженный с «бунтом» и «реваншем»)
«скачок» личности. Для (всякой) духовной Традиции это оправдано –
так совершается Обращение, без этого невозможна искомая и заданная
Традицией трансформация.
А как это для Личности?
В Традициях ответ, как правило, всегда готов. В этом и смысл
Традиций, если позволите.
Психология же призвана не спешить с
готовыми ответами: чем является такой скачок для Личности – всегда и
конкретно зависит от Личности. Мы должны исследовать, понять путь
Личности – лишь тогда можем сказать, чем для нее явилась смена
мировоззрения. И… произошла ли она (или это был, к примеру, только
«перевод с одного языка на другой»).
Искатель, насколько мы можем судить, рано или поздно (всему свое
время, и все скрытое становится явным) переживет и эти, чаще
скрытые, ответы; иногда они и выливаются в кризис. Кризис Пути,
кризис Личности, кризис Веры.
Есть еще один вид проблем, о которых, если и рассуждают, обычно
говорят врозь и каждый свое – об отношениях: одно дело тема
отношений в Психологии, и совсем другое – в дискурсе Духовности. А
на деле, опять-таки и порой, выходит очень неловко: чрезвычайно
искушенный в Психологии специалист оказывается удручающе (духовно?)
ограничен в отношениях, а широко признаваемый «гуру» беззастенчиво и
невозбранно (бессознательно?) манипулирует окружением. То, что в
толковании легко поддается объяснению в терминах индивидуальных
различий, запросто ускользает от констатации и, тем более,
разрешения корневого и печального конфликта: Психология и Духовность
разведены традиционно, однако, в жизни теснейшим образом связаны, и
эта связь еще не получила адекватного (широкого) описания и
признания. Даже хочется погромче обозначить насущную проблему до сих
пор непреодоленной безграмотности… Вот только какой именно?
Психологической или духовной?
Этот конфликт (расщепление?) можно представить как проявление
глубины и сложности самой Жизни, так что никогда не будет
достаточно кем-то, там и когда-то найденного решения, всегда
остается востребовано Твое, Личное, здесь и теперь. Хорошо,
если и когда Традиция успешно сочетает мудрость прошлых решений и
уникальный личностный поиск. Кризисы – как давно уже осознано, в том
числе, Психологией – носят закономерный характер и сопровождают
всякое развитие в силу внутренней динамики самого Развития, так что
смотреть на них гораздо продуктивнее как на Задачу, а не как
на досадную ошибку. И для дальнейшего развития «хорош» любой из
возможных кризисов – личный кризис, кризис веры, кризис отношений…
Удержание Духовности на большей или
меньшей дистанции от Психологии целесообразно лишь в случае
недостатка личного опыта в одной из этих сфер. И то – располагает не
к обесцениванию того или другого, а – с учетом сложности и
непрозрачности их связи - к почтительному умолчанию по этому
вопросу.
О том, как Духовность пронизывает и
способна преобразить нашу душевную жизнь, полезно узнавать от тех,
кто опытным путем познал их взаимодействие (или Единство?).
А со стороны психологической практики
можно уверенно сказать: психологический анализ и психическая
трансформация - это не уход с духовного Пути и не какой-то другой
путь.
Это все тот же, духовный, но расширенно понимаемый и углубленно
исследуемый Путь, когда во внимание берется не только сила
Традиции, но и уникальность (вкупе с нею связанной свободой)
Личности. Если духовный Путь оказался «перекрыт» личной проблемой,
значит – неспроста, и, вероятнее всего, проблема требует не ухода от
нее (пусть даже это будет большее погружение в Традицию), а личного
же ее Решения. Поиск и тестирование решений всегда были сильной
стороной Психологии, и в этом действительно стоит убедиться.
психолог в Москве

|