ВЫБЕРИТЕ ВКУС ОБЩЕНИЯ:
сладкий / с кислинкой / горько-сладкий / горький…

Виртуальное общение
осуществляется речевыми оборотами.
Хорошо общается тот, кто пользуется речевыми оборотами
адекватно целям коммуникации и с учетом личности собеседника. Не
последнюю роль играет пластичность применяемых речевых навыков и их
диапазон.
Всему этому «обучаются» так называемые «речевые модели».
На уровне чисто виртуального общения обычный человек не имеет
никаких преимуществ перед «речевой моделью», а вот недостатков –
хоть отбавляй.
Не совсем обычный человек – к примеру, специалист в
коммуникациях – может выглядеть очень неплохо. Но сколь широк его
рабочий диапазон? Достаточно ли пластичны навыки? И, главное,
насколько устойчива его мотивация к виртуальному общению? Как долго,
в итоге, он сможет поддерживать общение (подпитывать интерес – свой
и собеседника), даже если начало и продолжение было прекрасным?
Есть обширная сфера виртуального общения, для которой
коммуникативные навыки и речевые обороты не составляют особой
ценности, они естественно (то есть, хуже или лучше) «подгоняются»
под собеседника, если и когда с этим собеседником имеются ранее
установленные реальные отношения. «Речевые модели» в таком случае
могут играть вспомогательную роль, но факультативно, «по запросу»;
по большей части, в решении рабочих задач. А так - люди общаются
примерно как в обычной жизни (опять-таки: где-то лучше, где-то хуже,
и не в качестве общения для них суть – по крайней мере, на
сознательном уровне, они просто обмениваются информацией и решают
свои вопросы).
Мы общаемся, чтобы жить.
И в личной жизни живой человек незаменим.
Или уже не совсем?
В привычном смысле понятия «личная жизнь» - наверное, еще
незаменим.
Но, если посмотреть на то, чем занят наш современник в свободное от
работы время (а то и во время работы), мы увидим, что чаще всего он
погружен именно в виртуальное пространство. В котором много чего
есть, но уж точно не меньший его процент составляют социальные сети.
И в них ни на мгновение не прекращается общение. Иногда складывается
впечатление, что мы всё больше живем, чтобы общаться.
Так вот в этом, вынесенном за скобки реальных
отношений, общении
«речевые модели» неоценимо продуктивнее средне-статистического
пользователя - с точки зрения другого пользователя, который мог и
хотел бы именно пообщаться.
Потому что коммуникация с «речевой моделью» успешнее
адаптируется под собеседника: создает меньше препятствий, дает
положительную обратную связь и, вообще, не тянет «одеяла на себя» -
напротив, помогает раскрыться, «развернуться», так сказать, в полной
мере. При этом способна удовлетворить запросы в новой информации, а
также создать ощущение развивающего контакта. И все это на фоне
безусловного нарциссического подкрепления.
Что еще человеку нужно?
С таким раскладом – только одно: чтобы никто не остался
без эдакой роскоши общения (то есть, у каждого был свой - такой - «партнер»).
И «их есть у нас», отвечают «провайдеры»
соответствующих услуг.
Психология как наука создала все условия для того,
чтобы человек оказался наедине с персональной «речевой моделью» -
все достижения науки о «душе» тому надежное подспорье.
Не только психология постаралась, разумеется.
Но, к сожалению, она не сумела создать ничего лучшего -
такого, на фоне чего человеку не интересно было все то,
что едва ли не целиком его уже поглотило.
Разумеется, не всех (еще поглотило).
Но… На уровне чисто виртуального общения обычный
человек не имеет никаких преимуществ перед «речевой моделью», а вот
недостатков – хоть отбавляй…
Иллюстрировано картиной
итальянского художника Alessandro Sicioldr (род. 1990)
Вернуться в авторский блог >>>

|