Созависимость и другие причины развития аддикции
Источники появления и развития
В возникновении аддиктивного поведения имеют значение
личностные особенности и
характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью
психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной
жизни естественных периодов спада, более подвержены риску появления аддиктивной фиксации. Такой риск также может увеличиваться при
встрече с трудными, социально неблагоприятными,
психотравмирующими
ситуациями как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад
семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или
друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов.
Этому процессу могут
способствовать биологические, психологические и социальные влияния.
Под биологическими предпосылками подразумевается определенный,
своеобразный для каждого способ реагирования на различные
воздействия. К психологическим факторам относятся личностные
особенности, отражение в психике психологических травм в различных
(как правило, в детском) периодах жизни. Социальные факторы включают
как семейные, так и внесемейные взаимодействия.
Также, при анализе
аддиктивного поведения учитывается групповая принадлежность
человека.
Групповая динамика
определяет индивидуальные реакции, особенности общения, формирует
систему предпочтений.
В групповой динамике
проявляется влияние подсознания, причем не только индивидуального,
но и коллективного. Она влияет на особенности воспитания в детском
возрасте.
Это влияние может
быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивная
динамика поддерживает развитие, формирование позитивной
идентичности, способности к продуктивному общению. Деструктивная
групповая динамика мешает развитию, происходит фиксация на страхе,
воспитывается чувство стыда, комплекса вины и неполноценности.
В
формировании аддиктивных механизмов родительское программирование
также имеет большое значение.
По Э.
Берну “Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план,
который формируется…еще в раннем детстве в основном под влиянием
родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает
человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его
сопротивления или свободного выбора”
("Люди, которые играют в игры").
Особого внимания
заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями
продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об
аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную
судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся
аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них
или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится
(формирование генерационного цикла аддикции). Важен анализ
особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы
привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей,
которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления
заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным
образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой
аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми
являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции.
Аддиктивным недугом поражена семья в целом.
Созависимые
вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их
главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего
они хотят. В этом успех созависимых.
Они не представляют
себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и
контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми.
Они нуждаются в том,
чтобы в них нуждались. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для
блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают
происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая
аддикта всякой ответственности за своё поведение.
(Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. “Вопросы профилактики аддиктивного
поведения в подростковом возрасте”. Учебно-методическое пособие под
редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, члена-корреспондента АН ВШ,
действительного члена Нью-Йоркской академии наук, д.м.н., профессора
Короленко Ц. П. – Новосибирск: НМИ, 1998.)
Согласно Эриху Фромму,
аддиктивное поведение можно рассмотреть и с такой точки зрения:
«Для
связи индивидуализированного человека с миром
существует только один продуктивный путь: активная солидарность с другими
людьми, спонтанная деятельность (любовь и труд), которые снова соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного
и независимого индивида. Однако
если экономические, социальные и политические условия, от которых зависит
весь процесс индивидуализации человека, не могут стать основой для такой
позитивной реализации личности, но в то же время люди утрачивают первичные связи, дававшие им ощущение уверенности, то такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником
сомнений, влечет
за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы: уйти в подчинение или найти
какой-то другой
способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже
ценой свободы.»
(Эрих Фромм, «Бегство от свободы»)

|