В. Райх "Убийство Христа"
Глава I ЗАПАДНЯ
- 5 -
Было бы безумием начинать такие крупные проекты как «Дети Будущего» или «Граждане Мира» без понимания следующего: почему все эти невзгоды сыпались на голову человечеству на протяжении тысячелетий, ничем не сдерживаемые, не распознанные и не встречающие сопротивления; почему ни одна из предпринятых до сих пор блестящим образом попыток пролить свет на проблему и решить ее не увенчалась успехом; почему с каждым новым шагом в направлении исполнения великой мечты несчастья лишь усугублялись и множились; почему ни одна из религий не преуспела, несмотря на наилучшие намерения; почему каждое из великих начинаний заканчивало тем, что превращалось в угрозу для самого человека – например, социализм и всемирное братство, превратившиеся в этатизм и угнетение худшего толка. Резюмируя, можно отметить, что, не осмотревшись, и без хорошего понимания того, чем именно было уничтожаемо человечество на протяжении многих столетий, запускать столь серьезные проекты было бы еще и преступлением. Это бы лишь прибавило людям страданий. В настоящий момент, тщательнейшее исследование вопроса об убийстве Христа намного важнее самого прелестного ребенка, которого мы только могли бы воспитать. Все наши надежды на резкое улучшение тяжелейшего положения в данной сфере знаний будут безвозвратно потеряны, если этот новый и столь многообещающий метод воспитания тоже захлебнется и обратится в свою собственную противоположность, как уже происходило со всеми прежними начинаниями человека, поначалу сулившими успех. И давайте это усвоим:
сам по себе процесс формирования новой структуры человеческого характера через радикальное преобразование всех теоретических и практических аспектов воспитания, уже будет взаимодействием с Жизнью. Наиболее сильные эмоциональные переживания, которые потенциально может испытывать человеческое существо, по масштабам, глубине и важности для жизни намного превосходят прочие функциональные способности. Таким образом, и катастрофические последствия, которые может повлечь за собой неудача нашей новой важнейшей попытки и ее последующее вырождение, будут в равновеликой степени масштабными и глубокими. Нет ничего, более ужасного, чем Жизнь, разозленная и сбитая с толку обманутыми надеждами. Давайте помнить об этом.
Полагаю, не стоит пытаться исследовать проблему в скрупулезном академичном стиле. Мы можем лишь осмотреть территорию и попытаться понять, где спрятаны сокровища, которые пригодятся в будущем, где можно нарваться на рыщущих по окрестностям диких зверей, а где пришельца поджидают хорошо замаскированные смертельные ловушки, и как всеми этими знаниями воспользоваться. Мы бы меньше всего хотели сбиться с пути из-за собственного нетерпения, увязнуть в ежедневной рутине либо вообще откатиться на позиции, ни имеющие ничего общего с проблемами воспитания. На состоявшейся несколько лет назад встрече педагогов-оргономистов было выражено мнение, что воспитание – это проблема, которая будет искать своего решения в течение нескольких ближайших столетий. Судя по всему, нескольким первым поколениям Детей Будущего не удастся ничего противопоставить разнообразным воздействиям эмоциональной чумы. Им однозначно придется сдавать позиции то там, то здесь; и мы вряд ли сейчас сможем предсказать точно, как именно это будет происходить. Но
есть надежда, что общее понимание Жизни, все же, разовьется в детях этого нового типа и, затем, распространится на все человеческое сообщество. Педагоги, превратившие воспитание детей в доходный бизнес, не были бы заинтересованы в обучении, если бы точно знали, что так и будет. Мы хотели бы предостеречь от подобных педагогов.
Педагог будущего будет делать систематически (а не чисто механически) то, что сегодня делает каждый хороший, настоящий педагог: он будет
чувствовать признаки живой Жизни в ребенке, распознавать в нем присущие Жизни качества и
обеспечивать их полное развитие. До тех пор, пока в обществе в столь значительной степени будут преобладать характерные для него на сегодняшний день тенденции, т.е. те, которые направлены
против врожденных способностей к выражению живых эмоций, перед настоящим педагогом будет стоять двойная задача: он должен будет знать, как распознавать естественное выражение эмоций во всей их вариативности в каждом ребенке, и уметь справляться с регулированием отношений такого ребенка со своим ближним и дальним социальным окружением по мере того, как окружение начнет выступать против проявления этих качеств. И лишь в отдаленном будущем, когда подобное осознанное воспитание детей сгладит кричащие противоречия между культурой и природой; когда биоэнергетическое и социальное существование человека перестанут противостоять друг другу, но напротив, будут поддерживать, дополнять и усиливать друг друга, только тогда эта задача перестанет нести также и опасность. Мы должны быть готовы к тому, что процесс будет долгим, болезненным и потребует от нас определенных жертв. Мы понесем еще немало потерь в борьбе с эмоциональной чумой.
назад к - 4 -
продолжение
I-ой Главы - 6 -

|